тайланд - экскурсии, фото, отдых в тайланде, отели тайланда, отзывы о тайланде, цены в тайланде
Фотографии Экскурсии Отели Отдых Паттайя Бангкок Отзывы Карта

Чаупрайя-река двух столиц

Река Чаупрайя не относится к числу великих азиатских рек, но значение ее в истории Сиама-Таиланда трудно переоценить. Ведь именно на этой реке находятся обе столицы – древняя Аюттайя и современный Бангкок.

Длина реки составляет всего 365 километров. Начало свое она берет в Накхон Саване, в центральной равнинной части Таиланда, а впадает в Сиамский залив в районе Пак Нама. По своим размерам Чаупрайя не идет ни в какое сравнение, скажем, с Меконгом, протекающим по территории сразу нескольких азиатских стран, в том числе и Таиланда, и имеющим длину от своего начала в Гималаях до впадения в Южно-Китайское море порядка 4330 километров.

Тем не менее, плодородные долины Чаупрайи привлекали людей с доисторических времен, что в конце концов и привело к возникновению здесь в 14-м веке Аюттайи, ставшей на несколько столетий новым центром сиамской государственности. Значение Чаупрайи для исторического развития Сиама, как раньше назывался Таиланд, кардинально. Река не только кормила людей, в изобилии снабжая их рыбой, давала воду для возделывания риса и орошения многочисленных фруктовых плантаций, но и служила как средство сообщения с внешним миром, превратив сначала Аюттайю, а затем и Бангкок в крупные торговые центры. В ранний период Аюттайи по реке сновали китайские джонки, на которых сюда завозили шелк, фарфор и другие продукты в обмен на ценную древесину, шкуры различных животных, слоновую кость (рис станет основным предметом тайского экспорта значительно позднее). Иностранные корабли заходили в устье Чаупрайи и поднимались вверх по течению до Аюттайи, пользуясь юго-западным муссоном, который дует с мая по сентябрь, а затем через несколько месяцев отправлялись в обратный путь, как только начинал дуть муссон северо-восточный. В 1511 году одна из джонок доставила в Аюттайю Дуарте Фернандеса, первого португальского эмиссара с загадочного запада, о котором у сиамцев в то время были лишь самые смутные представления. Португальский посланник был принят королем Раматхибоди Вторым, которому он преподнес меч в золотых ножнах, инкрустированных бриллиантами. В том же 1511 году в Аюттайе и была основана первая португальская фактория.

Уже в начале 16-го века город на Чаупрайе становится весьма привлекательным местом и для торговцев, и для всех искателей приключений, желающих попробовать свои силы на новом месте и в совершенно иных, отличных от западных, условиях. Во многом этому способствует и традиционная буддийская терпимость, и доброже-лательность населения древней столицы. Здесь возникает даже японское поселение, основанное японцами, покинувшими свою страну в связи с преследованиями на религиозной почве. Здесь обосновываются и довольно быстро ассимилируются с сиамцами персы. Активно проникают в Аюттайю голландцы и англичане. В 1675 году на землю Сиама впервые ступает честолюбивый молодой человек по имени Константин Фалькон, грек по национальности, который делает при дворе короля Нарая головокружительную карьеру. Начав служить в скромной должности переводчика, он довольно скоро становится фактически первым министром королевского двора. Можно смело утверждать, что ни до, ни после Константина Фалькона еще никому из иностранцев не удавалось так высоко подняться в Сиаме по служебной лестнице. Правда финал его карьеры был трагичен.После смерти короля Нарая, фаворитом которого он был, Константин Фалькон был обвинен в пособничестве французам и казнен.

Именно в этот исторический период французским миссионерам была предоставлена в Сиаме полная свобода действий, королем Нараем было принято французское посольство, а сиамское посольство отправлено в Париж. Французский король Людовик Четырнадцатый, не вполне представляя себе реальную расстановку сил в тогдашнем Сиаме и силу буддистских традиций, совершенно серьезно намеревался обратить короля Нарая в христианство и сделать эту страну оплотом для распространения влияния Франции на весь регион.

Не менее разнообразно была представлена иностранная диаспора на берегах Чаупрайи и в девятнадцатом веке, когда столицей королевства был уже Бангкок. Это был и известный французский миссионер Жан-Баптист Паллегуа, близкий к королевскому двору, и миссионер американский Дэн Брэдли, ставший влиятельным лицом при короле Раме IV, сделавший много для внедрения в Сиаме современной западной медицины и книгопечатания. Однако все их попытки обратить тайцев в христианство были такими же безуспешными, что и у предшественников. Побывал на берегах Чаупрайи и один польский моряк, впоследствии ставший известным писателем Джозефом Конрадом. Но особую память оставила здесь о себе одна молодая англичанка по имени Анна Леоновенс, служившая при дворе короля Рамы IV гувернанткой, обучавшая европейскому этикету и английскому языку не только придворных дам, но и будущего знаменитого тайского короля-реформатора Раму Пятого. Свою жизнь при королевском дворе Сиама Анна Леоновенс описала в своих мемуарах, которые уже значительно позже, в 20-м веке, были литературно переработаны и легли в основу американского фильма «Анна и король». Фильм этот, кстати, в Таиланде так и не был допущен к прокату из-за слишком больших авторских отклонений от исторической правды.

Не обошли вниманием Чаупрайю и русские. Только вот появились они на ее берегах значительно позднее других. Русские корабли зашли в устье Чаупрайи лишь в 1863 году. Это были корвет «Новик» и клипер «Гайдамак». Король Рама IV удостоил русских моряков аудиенции. А несколько позднее побывал здесь и цесаревич Николай, будущий царь Николай Второй, при котором в 1898 году и были установлены дипломатические отношения между Россией и Сиамом. А самым знаменитым русским визитером, когда-либо входившим в эти воды, был, наверное, крейсер «Аврора», на борту которого в 1911 году наша российская делегация прибыла в Сиам на церемонию коронации Рамы Шестого.

 

Посмотрите ещё фотографии с экскурсий в Тайланде:

 




2018 © thai-go.ru